Правовая основа
Один стандарт касается социально-бытовой (приказ Минтруда России от 24.03.2025 № 141н), другой — социально-педагогической (приказ от 13.05.2025 № 302н) реабилитации и абилитации. Эти документы устанавливают единые требования к тому, как должна оказываться помощь людям, чьё здоровье пострадало в результате боевых действий.
Оба стандарта разработаны на основе статьи 4 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Основной целью реабилитации считается наиболее полное восстановление, компенсация максимального количества утраченных возможностей организма (ограничений жизнедеятельности). Степень достижения этой цели определяется в ходе проведения медико-социальной экспертизы.
Реабилитационные мероприятия подбираются индивидуально: инвалиды распределяются по целевым реабилитационным группам (ЦРГ) в зависимости от характера и тяжести нарушений. Такой подход помогает максимально точно подстроить курс реабилитации под потребности конкретного человека, чтобы помочь человеку жить максимально самостоятельно и комфортно.
Их основная задача — определить, какими должны быть объём, содержание, качество и периодичность оказания соответствующих услуг. Впервые на нормативном уровне столь подробно регламентированы формы и условия оказания помощи такого рода.
Социально-бытовая реабилитация направлена на восстановление или формирование у инвалида бытовых навыков и способности к самообслуживанию. Она включает следующие мероприятия:
Услуги могут оказываться в стационарной или полустационарной форме, а также на дому — в том числе дистанционно. Форма определяется с учётом состояния человека, степени нарушения функций и условий, в которых он живёт. При необходимости в процесс могут быть вовлечены и сопровождающие лица.
Этот вид помощи направлен на восстановление или развитие у человека способностей к обучению, общению, ориентации в пространстве и контролю поведения.Работа в рамках социально-педагогической реабилитации включает в себя, в том числе:
Как и при социально-бытовой реабилитации, здесь возможны разные формы оказания услуг, включая дистанционные. До и после курса проводится диагностика с применением Международной классификации функционирования (МКФ), результаты заносятся в специальную реабилитационную карту.
В обоих стандартах прописан состав междисциплинарной команды, которая включает педагогов, логопедов, психологов, специалистов по социальной работе и других профессионалов.
Оба стандарта подчёркивают значимость специалистов, которые будут непосредственно вести работу с нуждающимися в помощи. Именно они формируют индивидуальные цели реабилитации, подбирают оборудование, методы, проводят диагностику и оценивают результат.
Работа с инвалидами, особенно получившими травмы в результате боевых действий, требует не только эмпатии, но и глубоких профессиональных знаний: правовых, педагогических, медицинских, психологических. Качество помощи напрямую зависит от подготовки специалистов.
Мы проводим курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для специалистов, работающих с людьми с инвалидностью, или планирующих работать в социальной сфере:
За 2024 год обучили 62 148 слушателей, станьте следующим!
Вопросы по обучению уточняйте у наших специалистов по телефону, электронной почте или с помощью формы заявки: открыть страницу с контактами
Заполните форму, и мы перезвоним Вам.
Я даю свое согласние на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности